Остановка по требованию, часть 2

Устройство тормозной системы мотоцикла, продолжение
Текст: Артем ‘S1LvER’ Терехов
Фото: motorcycleusa.com

Устройство тормозной системы мотоцикла - часть 2



В первой части статьи мы пробежались по общим вопросам, касающимся тормозной системы. Сейчас давайте взглянем на более «вкусные» штучки, радующие слух каждого любителя качественных компонентов. Конечно, не обойдем стороной и различные системы ABS, ведь безопасность – тоже важный аспект покатушек.

 


Половинки против монолита


Тормозной суппорт – это исполнительный механизм тормозной системы. При нажатии на педаль или тормозную ручку поршень выдвигается из цилиндра и прижимает колодку к диску. В отличие от главного цилиндра, диаметр поршня больше, и именно эта разность образует эффект гидравлического усиления.
Наиболее распространенный тип суппортов в мотостроении – суппорты неподвижного типа. С каждой стороны диска присутствует одинаковое количество поршней и цилиндров, расположенных друг напротив друга. Цилиндры сообщаются при помощи внутреннего канала, так что давление жидкости в них одинаково. При торможении все поршни двигаются в направлении диска, прижимая к нему колодки с двух сторон.
Большинство таких суппортов изготавливаются из алюминия и состоят из двух половин, которые скрепляются между собой болтами. Суппорт выглядит как буква «С», на концах которой расположены поршни, двигающиеся навстречу друг другу при торможении. Силы, возникающие при этом, стремятся «распахнуть» суппорт, как книгу. Естественно, часть полезной энергии на этом этапе теряется – некоторая часть усилия, генерируемая ручкой тормоза и главным тормозным цилиндром, тратится впустую.

Моноблочный литой суппорт Brembo HP M4
Моноблочный литой суппорт Brembo HP M4

Поэтому там, где все решают доли секунды и острейшие грани между победой и поражением, появилась необходимость исправить положение. Так появились моноблочные тормозные суппорты – они выполнены одним цельным элементом из алюминиевого сплава (литье, ковка – технологии изготовления различны), что уменьшает вес конструкции и препятствует воздействию «распахивающих» сил.
Есть еще суппорты плавающего типа, в которых поршни расположены лишь с одной стороны суппорта, однако они не слишком эффективны – их применяют на бюджетных машинах, где уменьшение затрат является главным фактором.

 

Три – не толпа, но лучше, чем один


Развитие суппортов привело к тому, что инженеры решили устанавливать несколько поршней меньшего диаметра, чем один, но большего. Это делается для снижения общего веса диска и суппорта без снижения производительности. Наличие одного большого поршня вызывает необходимость использования большого диска, что утяжеляет его. Два или три небольших поршня, выстроенных в ряд, обеспечивают ту же самую площадь колодки и увеличение эффективного диаметра диска – от этого увеличивается тормозное усилие.
Сейчас многие производители используют два или три поршня различных диаметров в одном суппорте, что обеспечивает более прогрессивное торможение. Применение в суппорте поршней разного диаметра обеспечит разную длину их хода при том же самом перемещении рычага. Это означает, что поршень меньшего диаметра переместиться дальше, и коснется тормозной колодки раньше поршня большего диаметра. По мере увеличения давления на рычаг начинает действовать второй поршень, который увеличивает тормозное усилие.

 

Yamaha YZF-R1 2007 - радиальные 6-поршневые тормоза. Мощные машинки!
Yamaha YZF-R1 2007 - радиальные 6-поршневые тормоза. Мощные машинки!


Чтобы еще более разнообразить жизнь поршней, в некоторых тюнинговых тормозных системах используется принцип «один поршень – одна колодка». Например, в шестипоршневом суппорте будет шесть отдельных тормозных колодок. Они работают особенно хорошо в суппортах с поршнями различного диаметра, поскольку разные хода поршней достигаются без перекоса колодки.

 

Радиальное мышление


Говорят, что «радиальные тормоза лучше, чем обычные». Давайте разберемся, почему так говорят и правильно ли это.
Первыми серийными мотоциклами, оснащенными радиальными тормозами, стали спортбайки, что сразу говорит нам о  высокой эффективности новой системы – на производительную технику плохое не поставят. Почему «радиальные»? Все просто – крепления суппортов находятся на равном удалении от оси колеса, то есть, организованы по радиусу тормозного диска. Радиальные тормоза позволяют снизить вес конструкции, обеспечивают равномерное прижатие колодок к тормозным дискам и обеспечивают большую силу торможения при прочих равных условиях.

Обычное крепление суппортов - Suzuki SV 1000 2005
Обычное крепление тормозов - Suzuki SV 1000 2005

 

Радиальное крепление суппортов - KTM RC8 2009
Радиальное крепление тормозов - KTM RC8 2009


Технология показала себя настолько хорошо, что сейчас практически невозможно встретить спортбайк с традиционной системой крепления суппортов. Кроме того, «радиальщина» потихоньку перебирается на продвинутые стриты и нейкеды. Теперь, пожалуй, от вопросов производительности перейдем к вопросам безопасности.

 

Анти-блок – анти-человек?


Существует множество мнений об уместности применения антиблокировочной тормозной системы на мотоцикле. Как правило, чем «круче» райдер, тем громче он выступает с речами о том, что «ABS мне не нужна, я и так могу тормозить на пределе всегда и везде, в любых условиях». Конечно, на гоночном треке ABS будет только мешать, потеряется «обратная связь» при интенсивном оттормаживании, однако нас читают не только трековые маньяки – среди вас, уважаемые читатели, я уверен, есть нормальные люди, которые хотят дожить до стадии опытного пилота с минимальным риском для жизни. Либо те, кто желает иметь дополнительную уверенность при торможении в далеких от идеала погодных условиях. Поэтому следующий текст, дорогие трековые гуру (говорю без всякой иронии), предназначен не для вас.
Как нетрудно догадаться, антиблокировочная тормозная система (АБС) предотвращает блокировку колес при слишком резком торможении или больших неровностях дорожного полотна. Управляет системой непростая комбинация электроники и гидравлики. Датчики получают информацию о скорости вращения колеса от зубчатых дисков, установленных на ступицах колес (многие называют их «трещотками»), и посылают эту информацию в виде напряжения в блок управления АБС. Там умный кремниевый мозг сравнивает угловые скорости переднего и заднего колес и, если отклонение превышает заданную величину (обычно это около 30%), которая указывает на начало скольжения, посылает сигнал гидравлическому устройству (модулятору давления) на кратковременное понижение давления в тормозной системе. Часто работу АБС можно ощутить в виде пульсаций на ручке тормоза – это быстро чередуется повышение и понижение давления в тормозном контуре. Модулятор продолжает снижать давление в системе до исчезновения сигналов о заклинивании колес. Электронный мозг не смутить даже одновременной блокировкой обоих колес.
Наиболее современная вариация антиблокировочной системы принадлежит «перу» Honda. Спортивная парочка CBR600RR и CBR1000RR с 2009 года оснащается комбинированной антиблокировочной тормозной системой под именем C-ABS (Combined ABS).

 

Схема работы Honda C-ABS (источник рисунка неизвестен)
Схема работы Honda C-ABS (источник неизвестен)


Фактически, в системе от Honda пилот не двигает поршни прямым гидравлическим воздействием. Когда райдер нажимает на тормоз, система подает жидкость в клапаны, которые контролируются процессором, и только после того, как электронный мозг «прикинет в уме» - нужное количество жидкости попадет в суппорты. Торможение рассчитывается ECU уже на начальном этапе, еще до того, как система поймет, что «что-то идет не так» - это главное отличие от других антиблокировочных систем. На случай поломки компонентов АБС, система оснащена предохранителями, которые позволяют тормозам работать как обычной гидравлике, без электронного вмешательства (впрочем, это относится к любой системе, оснащенной АБС).

 

Honda CBR600RR 2009, предельное торможение - мотоцикл стабилен

Говоря об «ассистирующих» пилоту тормозных системах, нельзя не упомянуть комбинированную систему, также от Honda. Никакой умной электроники здесь нет, все гораздо проще. В системах некоторых байков (например VFR800 или ST1300) используются и передние, и задние тормоза, даже если райдер нажал только на педаль или ручку. Рукоятка переднего тормоза активизирует некоторые или все поршни в обоих передних тормозных суппортах (конкретная конфигурация меняется от одной модели к другой) и косвенно задний суппорт, в зависимости от усилия, прилагаемого к рукоятке переднего тормоза. Левый передний суппорт подвешивается на оси и соединяется с задним суппортом через вторичный главный цилиндр и клапан пропорционального давления. При достижении тормозным усилием заданного уровня левый суппорт приводит в действие вторичный главный цилиндр, заставляющий срабатывать задний тормоз. Педаль заднего тормоза активизирует задний тормозной суппорт или его часть (опять же, все зависит от модели мотоцикла) и в некоторой степени часть каждого переднего суппорта. Клапан запаздывания в системе привода заднего тормоза обеспечивает прогрессивное торможение и усиление контроля на скользких или неровных поверхностях.

 

Honda VFR800 2006 оснащается комбинированной тормозной системой
Honda VFR800 2006 оснащается комбинированной тормозной системой



*****


Системы контроля тяги (traction control) относятся скорее, к вопросам управляемости, а не к тормозам – поэтому о них мы поговорим как-нибудь отдельно. Очередная тема по устройству байка позади, мы разобрались (скромно надеюсь на это) с тем, что происходит, когда райдер «давит по тормозам». В следующих статьях мы остановим свое внимание на подвесках и рулевом управлении мотоцикла. До скорого!



Комментарии  

Joice
# Joice 09.02.2010 22:50
Прочитал, заценил! Спасибо за еще одну полезную статью!!
Zwimian
# Zwimian 10.02.2010 12:09
Отличная статья!
Про 360 brake по прежнему нет- ну и фиг с ним
Кроме кастомайзинга ими мало кто интересуется
S1LvER
# S1LvER 10.02.2010 16:57
Спасибо за спасибо )) Черт, про 360-ки у меня совсем вылетело из головы :oops:
Zwimian
# Zwimian 10.02.2010 17:53
Да ничего страшного
Ты главное про подвески попонятнее напиши!
А то в чем чем, а в подвесках я совсем не шарю
AK-47
# AK-47 10.02.2010 23:14
про подвески я тоже хочу =))))) Но и за эту огромное спасибо....я теперь знаю как у меня ABS работает...

Нет я не ощущал.....я так особо и не тормозил.....Обещаю в скором будущем проверить и отписаться ....

Могу выложить фото этой хитрой системы , которая дозирует толчки....
S1LvER
# S1LvER 10.02.2010 21:28
Пожалуйста, читайте на здоровье ) Кстати, пульсация на ручке чувствуется, когда ABS вмешивается?
Это было бы круто :-)
Леха
# Леха 05.05.2010 10:19
Шикарная статья, расширил кругозор. Раньше про радиал ваще не слышал даже а теперь не только узнал что ето такое но и имел счастье понять как работает СПАСИБО :lol:
Nicks
# Nicks 21.10.2010 15:24
Хотел бы добавить лично для меня вжнейшую вещь в пользу АБС. Я буду говорить об экстренном торможении на дороге общего пользования.
Когда при отсутствии системы АБС колесо в торможении блокируется, то чтобы оно разблокировалось нужно отпустить рычаг дальше точки блокировки. И это надо сделать БЫСТРО. Поэтому, чтобы на 100% быть уверенным в прекращении скольжения, райдер отпускат рычаг "с запасом", значительно снижая эффективность торможения.
С опытом (для конкретного мотоцикла и сцепления с дорогой) количество "чрезмерного отпускания рычага" уменьшается. Но если надо быстро тормозить на дороге, где там-сям лужицы или неравномерно рассыпана грязь/песочек, то никакой опыт не поможет реагировать левой кистью со скоростью чередования таких участков.
S1LvER
# S1LvER 21.10.2010 16:55
Вы правы, в описанных Вами случаях помощь ABS окажется неоценимой )
2Леха: спасибо, приятно слышать, что статья понравилась))
MK
# MK 09.09.2014 17:34
Левой?
Слева сцепление.
Андрей111
# Андрей111 10.11.2012 23:35
Господа покупающие мотоциклы с традиционной АБС как например на Hornet и его пластиковом двойнике CBR600FA будьте предельно внимательны с настройкой положения ручки тормоза, если при торможении вы выжимаете рычаг до пальцев и он в них упирается и в этот момент колесо заблокируется, то абс прикроет клапан разблокирует колесо, но снова тормозить не начнёт, т.к. рычаг выжат до пальцев. и вы поедете прямо, пока не отпустите и нажмёте рычаг заново или не додумаетесь нажать задний тормоз, будте аккуратны. настраивайте рычак так что даже при полном усилии оставался зазор до пальцев.

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Мотокаталог

Комментарии

  • LF250ST-2

    Страна Зачётов Страна Зачётов 1 год назад
    Подскажите где и какие тормозные колодки купить? Да и вообще запчасти для данного квадрика. Купил БУ ...
     
  • Тест-драйв вариаторного мотоцикла CF-Moto V3/V5

    Михаил98 Михаил98 1 год назад
    А у вас есть это руководство по эксплуатации? Я не могу найти в интернете, можете скинуть мне на ...
     
  • CB400 SF Version R 1995

    Алексей Геннадьевич Алексей Геннадьевич 1 год назад
    Где купить обтекатель ветровик на версию р
     
  • Panda ATV 500 2010

    Нашел инструкцию? Нашел инструкцию? 1 год назад
    Нашел инструкцию?
     
  • Guowei GW150-5C

    Александр5 Александр5 1 год назад
    Мне обещают подогнать моцик по договору обмена Guowei GW150-5C, оцененный хозяином 75000 рублей причем ...
     
  • NA 850GT Mana 2009

    Дмитрий! Дмитрий! 1 год назад
    А что у этого байка ремень разве? В описании привод ремённый. Не стал бы умничать, но просто интересно ...
     
  • Как правильно купить подержанный квадроцикл

    Чризм Чризм 2 лет назад
    Спасибо автору за полезную информацию :-)
     
  • Мотоциклы из Европы

    Дмитрий Дмитрий 4 лет назад
    Здравствуйте! Интересует мотоцикл Suzuki DR650SE
     
  • Новый питбайк PROGASI взорвет моторынок в уже в 2019 году!

    тот самый йцукенг тот самый йцукенг 4 лет назад
    все они собраны из одних и тех же железяк, какая разница как оно называется?
     
  • Atlantic 500 2002

    Валерий121 Валерий121 4 лет назад
    Народ, есть подозрение что шестерня маслонасоса в критическом состоянии. Есть ли способ проверить ...