Сразу хочу извиниться за то, что в этот раз фоток тоже не будет. Совсем некому делать снимки, когда идет работа над мотоциклом, а отвлекаться на это не получается. Да и трогать камеру грязными от работы руками совсем не хочется. Торжественно обещаю исправиться и в следующей заметке предоставить отличные кадры, а также дополнить эту и предыдущую записи фотографиями :).
В прошлый раз мы остановились на том, что «вздернули» морду для работ с передней частью. На тот момент у меня в гараже уже лежала вилка-перевертыш от джиксера в сборе с траверсами, клипонами, рычагами тормоза и сцепления (ну и с тормозным цилиндром, конечно).
Первым делом надо снять старую вилку «хыжыра». К слову, несмотря на то, что наш донор весьма почтенного возраста (1993 год выпуска, это вам не шутки!), вилка работает отлично – не хлюпает и не потеет, нормально отрабатывает неровности и позволяет агрессивно тормозить, не складываясь до упора. Тем не менее – прощай, у нас есть тебе замена :)!
Перед демонтажем вилки надо снять руль и все органы управления. Это оказалось легко, правда, левая резиновая ручка была посажена на герметик – видимо для того, чтобы не проскальзывала. К слову, на левом джиксеровском клипоне тоже остались следы герметика, так что это общее для японцев правило, замазывать все «для надежности» :). В процессе снятия руля меня терзали смутные сомнения по поводу того, что придется как-то «подружить» пульты и ручки от хыжыра с джиксеровскими клипонами, но (слава всем богам!) оказалось, что толщина руля и новых клипонов одинаковая. Вплоть до миллиметра! И длины клипонов хватает, чтобы поставить на них все органы управления от мотоцикла. Ну и хорошо, одной проблемой меньше…
Едем дальше. Вилка снялась достаточно легко, без всяких сюрпризов. Кроме одного – гайка на верхней траверсе, чуть ниже замка зажигания, потребовала к себе повышенного внимания – нужен был накидной ключ на 27, а такого в наличии не оказалось. Что поделать, нечасто я вилки снимаю :)! В общем, ключ все-таки нашли, и гайку открутили – вилка снята, мотоцикл без нее сразу стал очень-очень маленьким и грустным.
Окей, что дальше? Дальше мы берем джиксеровскую вилку, вставляем ее рулевой осью в раму… и обнаруживаем, что ось короткая, не хватает трех-четырех сантиметров! «Радости» моей не было предела. Ну и что тут такого, скажете вы? Подумаешь, надо всего лишь сделать новую ось нужной длины. Ага, «всего лишь»… Дело в том, что джиксеровская ось впрессована в нижнюю траверсу. То есть надо выпрессовать старую ось, выточить новую и впрессовать ее на место старой. Как вариант, можно взять ось от вилки XJR, но там она не впрессована, а вварена в траверсу – то есть, чтобы вытащить ее, нужно быть не просто токарем, а чуть ли не ювелиром. Ситуация, однако!
*******
Сразу стало ясно, что в гаражных условиях такую работу не проделаешь, поэтому я отправился на поиски хорошего мастера. Случайно встретив в центре Симферополя Серегу с нашей любимой «Мотобратвы», описал ему ситуацию и спросил, знает ли он нужного мне человека. «Ага! Есть такой чувак Боря, к нему многие обращаются, когда надо сделать что-то посложнее, чем масло поменять» - поделился Серега. Вот какой у нас замечательный сайт – объединяет людей и позволяет найти нужных мастеров! Спасибо, Сергей!
Созвонился с Борей и узнал его адрес. Мастерская оказалсь на холме, в старом городе, куда меня раньше почему-то не заносило. В общем, иду я по тихой улочке с одноэтажными домиками, дохожу до конца, поворачиваю… а там неплохой такой гараж! Стоит какой-то кастом с такой длинной вилкой, что кажется, она достанет до городской черты, парочка спортбайков, «голда», какие-то трайки типа Can-Am Spider. В общем, здесь явно не мопеды китайские чинят.
Рассказал Боре о том, что надо сделать, показал чертеж. Оказалось, что у него в мастерской такое тоже не сделаешь, поэтому Боря будет договариваться со спецами одного симферопольского завода, чтобы они на серьезном оборудовании сделали новую ось и впрессовали ее в траверсу. Пообещав сделать все максимум через пару дней, Боря забрал чертеж и все запчасти.
Проходит три дня, я звоню, Боря берет трубку: «Они еще не сделали, цену тоже назвать не могут пока». В общем, «через пару дней» растянулось на две недели. Наконец-то прихожу к Боре забирать результат – смотрю, а там не новая ось, а вырезанная из траверсы XJR, которую я ему отдал в качестве образца! «Так лучше, тем более, неизвестно еще, из чего они сделают новую ось. Возьмут какую-то фигню, которая у тебя треснет на ходу» - заключил Боря. Признаться, я несколько охренел, ведь мы договаривались о создании новой оси! Старая подходит, но ведь речи об этом не было… В общем, от знакомства с симферопольским мастером у меня остались двойственные впечатления. Вроде бы и работу сделал, но не в оговоренный срок, и не так, как договаривались.
Впрочем, примерка показала, что траверса с «новой старой» осью подходит. Подшипники рулевой колонки берем тоже от XJR – диаметр обоймы джиксеровских не совпадает, но это и не страшно. Итак, новая вилка стоит на мотоцикле, траверсы прикручены, клипоны установлены. Теперь надо поставить в эту вилку спицованое колесо от Yamaha XT660X. И здесь начинаются новые проблемы :)…
Вместе с вилкой бонусом прилагалась ось от джиксеровского переднего колеса. Однако, разумеется, к спицовке она не подошла. Тоже надо вытачивать новую, соответственно – рисуем чертеж. А еще надо как-то сделать так, чтобы колесо стояло в вилке точно по центру, и было на одной линии с задним колесом – когда совмещаешь столько разных деталей от нескольких мотоциклов, об этом надо думать.
По нашему чертежу местный токарь выточил ось и центрирующие проставки, которые надеваются на ось по обе стороны колеса и выравнивают его строго по центральной оси вилки. К слову, кому интересно – в качестве материала для оси токарь использовал палец звена тракторной гусеницы. Крепкая штука, такая точно не лопнет. Да и по весу новая ось оказалась почти такой же, как джиксеровская, так что тут мы ничего не потеряли. Может, японцы тоже из тракторных запчастей свои мотоциклы делают :)?
*******
Итак, у нас уже установлены вилка и колесо. Осталось сделать крепление на новой вилке для фары, приборки, приварить на нижнюю траверсу новые ограничители хода (чтобы вилка не била по баку при повороте руля) и «подружить» джиксеровский суппорт с тормозным диском XT-шки. Что-то еще забыл… ах да! Нужно же еще прикрутить к колесу тросик спидометра. Тут-то и выросла крупнейшая засада на нашем пути.
В нашем доноре спидометр работает от редуктора в колесе. И тут самое время признать наш феерический идиотизм – мы думали, что на XT-шке точно так же. Точнее, совсем не думали об этом, даже не вспомнили ни разу, пока не пришло время прикручивать тросик к новому колесу. Оказалось, что в спицованом колесе нет отверстия под тросик, из чего мы делаем единственно возможный вывод – спидометр в XT660X работает от датчика в коробке передач. А значит, в нашем каферейсере спидометр работать не будет :(. По крайней мере, я не знаю, как это сделать. Кто что думает по этому вопросу?
Ладно, о спидометре еще подумаем, а пока надо заняться передней тормозной системой. Чтобы оправдать меня в ваших глазах за промах со спидометром, хочу сказать, что колесо и тормоза я выбирал не просто так – на XT660X используется 320-мм тормозной диск, а четырехпоршневые радиальные суппорта GSX-R600 работают в паре с 310-мм дисками, так что совместимость обеспечить будет нетрудно.
Линейка – главный инструмент в создании каферейсера :), по крайней мере, без нее мы бы точно не управились. В этот раз она нужна нам для того, чтобы снять размеры для чертежа фланца, который вынесет тормозной диск на нужное расстояние от колеса, подставив его точно в «жерло» суппорта (ага, тут опять несовместимость, а вы как думали?). Случайно замеряю диаметр тормозного диска… что за фигня!? Всего 297 мм, а не 320, как пишут во всех таблицах характеристик XT660X! Первая мысль – это обман со стороны Yamaha :). Попросил владельцев XT-шки замерять диаметр тормозного диска на их байках. У всех 320 мм, я в ступоре…
Выходит, греческий продавец все-таки оказался нечистым на руку. Он продал Джойсу колесо с каким-то «левым» диском!!! Ух, мужичок, достать бы тебя и объяснить, что за такое бывает… Ладно, это уже не исправить, поэтому надо решить, что будем делать. Остановились на самом простом решении – фланец по-прежнему надо вытачивать, только мы не будем покупать тормозной диск от XT-шки. Вместо этого мы возьмем 310-мм диск от джиксера. То есть на фланце мы высверлим отверстия для его закрепления на колесе, а также отверстия для закрепления на самом фланце тормозного диска.
И на этом интересном месте я неожиданно вспомнил, что уже сентябрь и мне надо ехать во Львов на учебу! Поэтому работы по мотоциклу продолжатся в первых числах ноября, когда я приеду назад в Симферополь. Тогда-то мы пошьем седло, покрасим байк, укоротим подрамник, навесим переднюю и заднюю фары, приборку и поставим заднее спицованое колесо. И сделаем еще тысячу мелочей, которые обязательно всплывут в процессе создания нашего каферейсера!